Иногда для того, чтобы обладать действительно уникальным проектом, владельцам приходится предпринимать самые решительные шаги. Кто-то отпиливает арки у классических Porsche, кто-то занижает микроавтобусы и пикапы. Но как выделить автомобиль из толпы, если он — одна из самых популярных платформ для дрифта, где никаких рамок не существует вообще? Да ещё и съездить на Raceism, где тоже навести порядочного шума. Сегодня мы поговорим об этом.
Прежде всего, представим вам владельца этого Nissan Silvia S13. Его зовут Артем, но более известен он под ником Райдер. Конкретнее — Райдер из Уфы, который много лет назад одним из первых наших соотечественников попал на Stance:Nation со своей действительно низкой 2109. Ему 29 лет, 11 из которых он ездит на низких автомобилях, поэтому не без гордости может себя называть “пенсионером стэнса”.
Любовь к машинам, как это обычно и бывает, была привита дома. Читать Артем учился по автомобильным журналам, подписка на которые была у родителей, поэтому он быстро полюбил 4-х колесную технику и с 5-ти лет четко определял любые модели, встреченные на улице. С годами сложился определенный вкус к кольцевым автомобилям с колесами, красиво расположенными в арках. Поэтому как только Артем купил себе первый автомобиль — Ладу 2109 — он сразу попилил пружины, поставил кованые колесные диски и спортивную резину полуслик. В те годы подобный набор был мечтой любого владельца подобной машины. Но первая же поездка показала, что ездить в таком сетапе просто невозможно, и к настройке и постройке подвески надо все-таки подходить более ответственно. В те же годы Райдер оказался на форуме Radical Low Cars, где потихоньку познакомился с культурой низких машин. А что тогда обсуждалось помимо низких жигулей? Правильно, низкие VW Golf с красивыми дисками BBS, которые так элегантно располагались у кромки колесной арки… Райдер решил, что его 2109 должна смотреться как-минимум не хуже зарубежных аналогов. Началась первая глобальная стройка проекта.
Да, первый проект пережил много проб и массу ошибок. Но конечный результат смотрелся действительно здорово. А уж сколько в свое время было видео с преодолением “лежачих полицейских” с помощью такого количества досок, из которого можно было построить половину дома… Но, как и все хорошее, проект закончил свое существование. Артем начал подыскивать новую платформу для реализации своих идей.
Точнее сказать, с платформой все уже было ясно: только Silvia S13, только “живое” состояние и околостандартная комплектация. В ней Райдера особо привлекали линии кузова и общая гармоничность экстерьера. 5-е поколение переплетает в себе уходящий “квадратный” дизайн и приходящий агрессивный (и то свойственный больше kouki S14), что очень, очень хорошо для низкого автомобиля с уклоном в race-стиль. А, да, и ещё это почти янгтаймер, если для вас это имеет какое-то значение. Найти такую машину было непросто, на это ушло около года.
Кузов, само собой, потребовал восстановительных работ. Помимо них изменили форму передних и задних колесных арок, сделали общий шейвинг кузова. Одним из пунктов был окрас в красный кэнди на черной подложке, причем в общей сложности на машину было уложено 18 слоев краски и лака. Сверху для пущего блеска нанесено керамическое покрытие. Но самое интересное, как обычно, располагается под капотом.
Здесь установлен совершенно несвойственный для Nissan роторный двигатель Mazda 13B. Как и большинство роторов, состоит он из частей от различных версий схожих моторов: крышки от 13B-T, статоры 13B-REW с большими впускными окнами, вал (то, что вы привыкли называть “коленом”) и роторы 13B “renesis” от RX-8. Само собой, кастома в моторе и решений вокруг мотора великое множество, и одно только их подробное перечисление займет страницу. Но стоит отметить и отношение Артема к самому подкапотному пространству. Мало того, что он сделал полный шейвинг, так ещё и все брызговики и прочее окружающее “железо” сделано заново под размеры нового двигателя! Стандартными остались только лонжероны.
Почему именно ротор? Во-первых, это легкий и довольно компактный двигатель, у которого в крови высокие обороты. Артем хотел именно атмосферный мотор с живым темпераментом, собранный с максимально возможной инженерией и отзывчивым откликом на газ. Во-вторых, история ротора сама по себе уникальна: изобретенный в NSU, позднее включенной в Audi, он так никем и не был массово использован, кроме Mazda. Победа прототипа 787B в 24-х часах Ле-Мана 1991 года и последующий запрет данного конструктива на уровне регламента прочно закрепили за ротором романтично-чемпионскую ауру. Примерно 90 кг массы и 1.3 литра рабочего объема подарили Silvia 276 колесных лошадиных сил. На постройку мотора уже ушло 2 года и некоторые нюансы все ещё требуют работ.
Подвеску для такого занижения нельзя просто купить в магазине и быстро прикрутить в гараже. Для начала пришлось серьезно поработать с нижней частью кузова: Передний подрамник, рулевую рейку, рычаги и теншенроды (переднее крепление рычага на подвеске типа Макферсон) пришлось перенести выше, насколько это возможно. Выхлоп тоже поднят максимально высоко в ниши кузова, чтобы уберечь его от контактов с дорогой. Передние кулаки пришлось изготовить на заказ, равно как и тяги рулевой рейки, опоры передних стоек на ШС и многое другое. Сами стойки — винтовые Kei Office с пневмоцилиндрами StaticMotion.
Выбор колесных дисков оказался непрост. 17-ти дюймовые O.Z. Futura смотрелись несколько громоздко и хрупко со спортивным приземистым кузовом S13, поэтому Артем решил перейти на 16 диаметр и резину с более высоким профилем. Но натянуть “крохотное” 16-е колесо на большие тормоза Brembo Gold от Nissan GT-R R34 оказалось не такой уж простой задачей: почти все диски касались иннером тормозного суппорта. Решение нашлось в специальных спортивных дисках, от которых были взяты иннеры. Центральная часть диска была выточена на заказ по собственному проекту, вдохновением для которого послужила смесь заводских дисков Silvia и Sawblades от Corvette, которые ранее были установлены у Артема на Polo. Правки вносились вплоть до последнего момента, когда болванка уже была установлена в станок для резки. Итоговые параметры: R16 11j спереди и 12j сзади! Но после создания дисков открытым оставался вопрос резины.
У автомобиля с уклоном в race-стилистику и функциональность покрышки тоже не могут быть гражданскими. В случае 16 диаметра выбор резины довольно ограничен, а уж тем более чего-то “держакового” и пригодного для трека. Райдеру подошли покрышки Toyo R888R с параметрами 205/45 для передней оси и 225/45 для задней. Как вообще возможно натянуть столь узкую резину на столь широкий диск? Во-первых, Toyo, в отличии от некоторых конкурентов, не завышает показатели ширины. Во-вторых, потребовалось 5 дней упражнений по вкачиванию 14 атмосфер и растягивании при 38 градусах по цельсию. В итоге они сдались и сели на диски так, как было задумано Артемом. Проверка “боем” показала, что покрышка быстро прогревается до рабочей температуры и, хоть стэнсерский развали не позволяет в полной мере реализовать запас сцепления, отлично держит дорогу. Ну а внешний вид у этого полуслика оставим без комментариев — спортивнее только “сухие” слики. Теперь главное никогда их не проколоть.
Эта S13 — не новый проект. Она успела побывать на Raceism, где получила максимальное внимание зрителей за звук ротора, его возможности и общий вид машины. Артем считает, что сама выставка очень высокого уровня, и собирает совершенно разные машины. Многим больше по душе спорткары с большими антикрыльями, но и восстановленных классических авто там вполне хватает. А главное — для европейцев действительно в диковинку смотреть на такое количество кастома. Даже владелец RX-7 не смог до конца понять, что именно сделано с мотором в этой Silvia.
Артем не считает, что его машина — это произведение искусства, которое должно либо быть заперто в гараже, либо стоять на выставке. Он любит и хочет на ней ездить и получать удовольствие. Но, как и любой продукт довольно серьезной инженерии, иногда случаются проколы. Так было в Сочи в 2020 году, когда машина решила не штурмовать серпантины, а сломать карбоновый карданный вал. Другая проблема — текущие законы и проблемы с 12.5.1, поскольку получить все тот же музейный экспонат без права передвижения по дорогам было бы большой проблемой.
И нет, история этого автомобиля вовсе не заканчивается, она только началась. Для владельца становится более важно работать над ездовыми качествами машины, а именно приближать её к состоянию кольцевого болида, но с серьезным занижением. Это можно назвать неким возвращением к истокам, ведь культура низких машин и началась с подражания спортивным автомобилям. А главное сам Артем не собирается завязывать с постройкой интересных автомобилей. Для него это не то увлечение, которое с годами можно “перерасти” и заняться чем-то скучным и серьезным. Что это значит для нас? Мы совершенно точно увидим Silvia ещё более интересной, а там, кто знает, может и ещё какой-то совершенно радикальный проект.
Над статьей работали:
Owner: artemrider
Photographer: romnsokolv
Editor: Its_sokol
Comments are closed.