О европейских классических автомобилях мы слышим относительно часто: то тут, то там мелькают классические Porsche, Jaguar, Mercedes и BMW. Есть довольно много мастерских, занимающихся ввозом и восстановлением таких автомобилей, плюс есть довольно обширные сообщества. Фанатов японских классических автомобилей у нас в стране меньше — но это не значит, что их нет!

Опять же, в контексте «классические» чаще всего появляются различные модели Toyota, Mitsubishi, реже что-то более экзотичное вроде Subaru. Но как часто мы видим классические автомобили Mazda? Не в каждом музее вам удастся найти стенд с автомобилями этого бренда, а ведь им есть, чем похвастаться. К сожалению, всё больше в прошлом.

Сегодня речь пойдет не о конкретном автомобиле или человеке, а о целой мастерской, да ещё и с собственной коллекцией автомобилей. История мастерской началась с одного человека, который решил привезти в Россию несколько редких японских автомобилей. Он мог бы привезти что угодно, но хотелось чего-то по-настоящему эксклюзивного. Выбор пал на автомобили Mazda с роторно-поршневыми двигателями. Думаете, мы об RX-7 или RX-8? Нет, как раз в этом и был смысл — показать, что до этих спортивных купе ротор тоже был. Причем моделей с такими двигателями было не так уж мало.


Так в Россию попали несколько классических автомобилей линейки RX. Разумеется, куплены они были не в музее, и машины потребовали восстановления. Восстановление классических автомобилей Mazda. В России. С РПД (роторно-поршневыми двигателями) на борту. Задача не так проста, не правда ли?

Немного разберемся, что же такое классический роторный автомобиль на примере RX-2. Фактически, это первый автомобиль знаменитого семейства RX, поскольку предшественник — R100 — индекса RX не имел. Среднеразмерный 4-х дверный седан либо купе, оснащенные роторным двигателем с классической компоновкой — примерно так описали бы их сегодня в своих обзорах автомобильные СМИ. Двигатель 12А, которым с завода оснащались первые автомобили серии, выдавал вполне неплохие 128 л.с. и имел тот самый норов, за который полюбили более поздние спорткупе: ровная полка момента, приятный отклик на газ и тяга к высоким оборотам. В США автомобиль приняли приветливо: в 1973 году случился топливный кризис и большие V8 постепенно начали сдавать пост японским малолитражкам. А тут за счет массы всего в 960 кг (для сравнения столько же весит ВАЗ 2101) автомобиль по динамике мог не уступать “роадраннеру” соседа, но поглощать при этом в пару раз меньше топлива. Чем заканчивались разборки в светофорных гонках на улицах Детройта мы не знаем, но японцам даже в заводских параметрах было, что показать. Сейчас те немногочисленные RX-2, что не осели в частных коллекциях “под стеклом”, ведут активную спортивную жизнь в классе “янгтаймеров”.

Mazda Cosmo

Mazda Cosmo

Безусловно, в России есть организации, способные восстановить подобные проекты. Но они работают совсем не бесплатно, и при этом необходимо помимо цены учитывать довольно много нюансов по качеству выполнения работ — у клиентов бывают совсем разные ожидания. Например, окрас автомобилей только в заводскую палитру завода! Поэтому было принято решение не испытывать судьбу, а просто открыть свою мастерскую. Поскольку планировалось заниматься классическими спортивными купе в первую очередь, название должно было быть острым как катана и как васаби. Да, Wasabi, почему бы и нет?

Mazda RX3 SP

Mazda RX3 SP

Мастерская должна была обеспечивать полный комплекс работ, начиная от восстановления кузова и заканчивая восстановлением салона. Минимум работ на аутсорс — максимум своими силами. Это требует денег, специалистов и времени, но это возможно. У Wasabi Classics получилось.

Wasabi Classics старается скупать интересующие их автомобили за рубежом и в пределах нашей страны. Да, как это ни странно, но иногда даже в России возникают предложения, интересные для восстановления. Правда, большинство из этих предложений требуют колоссальных работ по восстановлению кузова и оригинального салона, но зато автомобили уже растаможены. Часть автомобилей покупается для восстановления и дальнейшей продажи, часть — в собственную коллекцию мастерской.

Toyota Sports 800

Toyota Sports 800



Каким критериям должен удовлетворять автомобиль, чтобы попасть в коллекцию и не быть проданным? Ну, например, он может быть просто редким. Посмотрите на этот потрясающий маленький красный автомобильчик. Это не что иное, как Toyota Sports 800 — первый серийный спортивный автомобиль марки Toyota. Двухместный родстер с классической компоновкой (мотор спереди, привод на заднюю ось), который Toyota сделала в 1965 году. Двигатель тут объемом всего 800 кубиков на скромные 45 л.с., но и вес машины — 580 килограмм, а значит удельная мощность порядка 77 л.с. И это в 1965 году! Секрет её легкости был не в применении композитных материалов или кузове из композитных смол, как это было у Трабанта, а в алюминии!

Интересный факт: модель эта на экспорт не шла, но было сделано целых 300 версий с левый рулем. Для чего, как вы думаете? Для американских военных баз, коих на различных островах в Японии было не так уж мало. Например, в префектуре Окинава. Да, звучит странно: как американские военные, привыкшие к масл-карам (как раз их золотая эра), могли вдруг захотеть купить маленький двухместный родстер, да ещё и с банкой пива вместо двигателя, но спрос был. Этот автомобиль как раз был куплен военным в Японии, а позже отправился во Вьетнам. Доподлинно неизвестно, оценили ли «Чарли» его транспортное средство, но машина все-таки отправилась в Америку целой и невредимой, где и была спустя года куплена для переправки в Wasabi Classics.

Как вы понимаете, этих автомобилей крайне мало сохранилось до наших дней. А какова вероятность встретить сразу 2 автомобиля в 1 месте? Да, вы правильно поняли — теперь в Wasabi есть и вторая 800-тка. Её история тоже не так проста. Как мы уже сказали, эти автомобили предназначались для внутреннего рынка Японии и на экспорт фактически не отгружались. Но один представительный господин, проживающий в Конго и являющийся представителем Land Rover в Африке, все-таки смог прямо на заводе купить себе одну такую и переправить её в Африку! Но там жизнь у машины была не столь прекрасна, как могло бы показаться. Спустя годы наследники поняли всю эксклюзивность и решили переправить автомобиль по Францию, где выставили его на аукцион. Там его и приобрели для отправки в Россию. Теперь его также ожидает длительный процесс реставрации.

Но основа коллекции — это роторные Мазды, преимущественно купе и с левым рулем. Почему именно Мазды и почему именно роторные? Это некая дань уважения марке, которая долгие годы была верна своему выбору в пользу РПД. Эксперименты с этими двигателями были и у других производителей, но длительное время на конвейере он продержался только у Mazda. Левый руль по определению является для них более редким, да и больше подходит для нашей страны, если вдруг возникнет желание немного прокатиться на автомобиле — все-таки это частная коллекция, а не государственные запасники. Но есть некоторые комплектации, которых просто не было с рулем для правостороннего движения — тогда делается исключение и автомобиль остается в коллекции с рулем “не с той стороны”.

Процесс реставрации состоит из нескольких этапов. Этап кузовного ремонта начинается с разборки и дефектовки — важно понять, что именно придется делать с автомобилем. После автомобиль отправляется в пескоструй, где используется не песок, а сода (Сода-бластинг — это инновационный метод очистки поверхностей с использованием частиц бикарбоната натрия, которые подаются под давлением с помощью сжатого воздуха через специальный бластинговый аппарат.) — в отличии от песка, сода более щадящий метод очистки металла.

Если вы восстанавливаете относительно свежий автомобиль и у вас, к примеру, сгнили пороги и колесные арки, вы всегда можете попробовать найти ремонтный комплект нужных элементов. Но если вы работаете с янг- или олдтаймером, да ещё и настолько редким, мысли о покупке готового к установке железа вы можете забыть.

Чем ремонтный набор, к примеру, ниши запасного колеса отличается от простого куска металла? Формовкой, в точности повторяющей заводское решение. Конечно, всегда можно просто приварить подогнанный по форме лист металла, но заводских линий при этом не будет, что крайне важно при качественной реставрации автомобиля. Поэтому Wasabi Classics наняли специалистов и купили им оборудование, необходимое для полного воспроизведения всех заводских линий и усилений! Теперь они могут сами делать практически любые необходимые формы.

Восстановление салона — дело далеко не банальное. Просто перешить салон в эко-кожу — это хороший вариант для современного автомобиля, но если вы работаете с классическим автомобилем — вам потребуется найти аналогичную (а лучше заводскую) кожу и добиться тех же стежков, какие использовались на оригинальной дверной обшивке. Вы представляете себе спектр задач по такому восстановлению?

Mazda RX-4

Даже расходники, необходимые для слесарного ремонта, почти не найти на территории РФ — всё ищется на зарубежных аукционах. К счастью, в разных частях мира есть аналоги наших дедушек, которые когда-то закупались запчастями впрок.

Ответим на вопрос, который наверняка волнует многих: сколько стоит приобрести такой проект? Часть восстановленных машин Wasabi Classics продает, причем если вы поинтересуетесь о цене — будете относительно приятно удивлены. Не забывайте, речь идет об автомобилях в идеальном состоянии.

Mazda R130 Luce

Это белое купе — Mazda R130, творение знаменитого Джорджетто Джуджаро, признанного автомобильным дизайнером века в 1999 году. Джорджетто спроектировал этот автомобиль в годы своей работы в компании Bertone. Несмотря на год своего появления (1969), автомобиль получил не классическую компоновку, а считавшуюся тогда более прогрессивной “двигатель спереди — привод на переднюю ось”. Теперь этот автомобиль крайне ценится среди коллекционеров, поскольку выпущено из было порядка 1000 штук и до наших дней дожили далеко не все из них. Примечательно, что семейство Luce, к которому принадлежит этот автомобиль, было наоборот 4-х дверным с приводом на заднюю ось, но имело классические поршневые двигатели. Довольно высокая линия крыши, менее выраженная у купе и более заметная у седана, весьма похожа на BMW 3200 CS, другое детище знаменитого дизайнера.

Мы много говорили о культуре стэнса в России и странах СНГ, но теперь мы говорим об автокультуре в-целом. Такие мастерские, как Wasabi Classics, двигают культуру вперед и привозят в нашу страну то, чего здесь не могло быть изначально по определению, поскольку эти машины были выпущены в свет ещё до падения “железного занавеса”. Позднее желающих привезти классическую Mазду было крайне мало на фоне перегонщиков поддержанных VW. Wasabi Classics собирается чаще радовать посетителей различных фестивалей подобными частичками истории, нести правильную культуру в массы. Пожелаем им успеха!

Друзья, надеемся, вам понравился наш материал, и мы ждем от вас фидбека! До встреч в новых материалах и на Youtube!

Другие места из рубрики — Places.

Над статьей работали:

Places: Wasabi Classics

Photographer: Илья Шимановский, Wasabi Classics

Editor: Олег Соколкин

 

Lowdaily shop — наш официальный online магазин